Как 5 идей Корбюзье изменили облик городов

«Серый» — не значит скучный. Почему Ле Корбюзье называют отцом современной архитектуры и почему его принципы актуальны и сегодня, в эпоху стеклянных небоскребов и экодизайна.

Ле Корбюзье — архитектор‑новатор, обогнавший свое время. Как и T2, он придумал «другие правила» и кардинально изменил вектор развития архитектуры.

Биография мастера: от сына часовщика до культового архитектора XX века

Шарль-Эдуар Жаннере‑Гри, известный миру как Ле Корбюзье, родился в 1887 году в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Его отец был часовщиком, и юный Шарль с детства впитывал принципы точности и гармонии. Еще в школе он сделал проект, по которому был построен жилой дом. На вырученные за работу деньги восемнадцатилетний юноша отправился в путешествие по Европе, где изучал местную архитектуру. Он посетил Вену, два года провел в Париже, работая стажером‑чертежником, потом стажировался в мастерской немецкого архитектора. Завершением этой образовательной поездки стало изучение архитектуры Средиземноморья: Малой Азии,  Австро-Венгрии и Балканов.

Вернувшись на родину, Жаннере стал преподавать в той самой школе искусств, которую окончил сам, а в 1914 открыл свою мастерскую. В то время он проектировал в основном жилые дома. Важным этапом его профессионального развития стал Дом‑Ино: сооружение с открытой планировкой, состоящее из платформ на железобетонных колоннах.

В 1917 году молодой архитектор обосновался в Париже и устроился архитектором‑консультантом в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. Творить там особо не получалось: из под руки Шарля‑Эдуара выходили только водонапорные башни, электростанции и скотобойни. В это же время он познакомился с художником Амеде Озанфаном, который познакомил архитектора с живописью. Попав в общество живописцев, Шарль Жаннере проникся этим искусством, сделав живопись своей второй профессией. Позднее он стал одним из основателей пуризма — художественного стиля, сочетающего в себе элементы модернизма и кубизма. В 1920 году Шарль‑Эдуар вместе с Амеде Озанфаном начал выпускать художественный журнал. Именно тогда молодой архитектор взял фамилию своего предка и стал Ле Корбюзье. Своим новым именем он хотел обозначить новую главу своей жизни.

«Пять отправных точек архитектуры»: функционализм во всей красе

В 1920 Ле Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открыл архитектурное бюро. С этого момента началась его архитектурная история успеха: изобретение собственной цветовой палитры для интерьеров, создание пяти принципов современной архитектуры и проектирование целого города.

Спустя несколько лет он опубликовал статью «Пять отправных точек архитектуры», которая стала началом нового архитектурного направления — функционализма. Вот как они звучали:

Колонны

Свободная планировка

Корбюзье считал, что основой домов должны быть не несущие стены, а железобетонный каркас. Благодаря такой конструкции планировка помещений внутри зданий зависела только от пожеланий владельца и не была привязана к расположению несущих стен.

Свободный фасад

Из-за того, что фасад перестал быть несущей конструкцией, и дома держались на внутреннем железобетонном каркасе, у архитекторов появилась возможность проектировать внешний вид зданий независимо от его каркаса. Так каждое здание становилось уникальным арт‑объектом, а не просто бетонной коробкой.

Ленточные окна

Ле Корбюзье считал, что, сооружая здания, человек отдаляет себя от естественной среды обитания с обилием зелени и солнечного света. Его целью было вернуть архитектурным объектам потерянную «природность». Так, еще один из его принципов — ленточные окна, которые опоясывали здание, впуская внутрь много дневного света. Таким образом можно было визуально расширить пространство.

Плоская крыша

Еще одна дань природе от Ле Корбюзье. Архитектор предлагал отказаться от чердаков, популярных в то время, и сделать выбор в пользу плоской крыши. Ее можно было использовать для организации оранжереи, зимнего сада или пространства для отдыха. К тому же, тогда считалось, что свет и свежий воздух хорошо влияют на здоровье и помогают вылечиться от туберкулеза, бушевавшего во Франции в 1920-х.

Не только железобетон: о важности цвета в планировке

Ле Корбюзье считал, что для комфортной жизни важна не только функциональность пространства, но и цвета, использованные в интерьере. По его мнению, цветовая палитра пространства должна была усилять эффект функциональности пространства. Например, светлые цвета должны были использоваться для спальных помещений, а яркие — для рабочих. Кроме того, палитра помогала создавать оптические иллюзии, раздвигая или сужая реальные стены помещения. Так, светлый цвет помогал расширить пространство, а темный добавить глубины.

Ле Корбюзье придумал собственную палитру из 63 цветов, которые, по его мнению, хорошо влияют на восприятие пространства.

Первая версия палитры была выпущена в 1931 году и состояла из трех групп цветов:

  • Нейтральные и естественные оттенки
    И снова вспоминаем любовь архитектора к природным мотивам. Серые, бежевые и песочные цвета отвечали за ощущение спокойствия и умиротворения в интерьере.
  • Землистые оттенки
    Охра, коричневый и болотный тоже добавляли интерьеру «природности».
  • Акцентные цвета
    Ярко синий, красный и зеленый разбавляли спокойствие интерьера и создавали визуальную динамику.

В 1959 году Ле Корбюзье дополнил палитру еще 20 цветами. В них вошли более насыщенные цвета (бордовый, темно-синий), более яркие оттенки желтого и оранжевого и несколько вариаций бежевого для создания удачных цветовых сочетаний в интерьерах.

Сейчас цвета, подобранные архитектором, все еще пользуются популярностью, причем не только в интерьерах. Например, в 2019 году вышла коллекция часов швейцарского бренда Rado, выполненная в полихромии Корбюзье. Всего было выпущено 9 цветов в 999 экземплярах, а на задней крышке часов была представлена полная палитра Ле Корбюзье.

Что такое модулор

Это система измерений, основанная на пропорциях человеческого тела. Ле Корбюзье считал, что интерьеры должны быть не только красивыми, но и функциональными. Эта функциональность подразумевает в том числе анатомически удобное расположение предметов интерьера. Модулор состоит из трех элементов:

  1. Размеры тела человека. В оригинале за основу был взят средний рост мужчины во Франции — 175 см. Но, после критики, система была пересчитана для среднего роста 183 см и от этого не потеряла своей гармонии.
  2. Золотое сечение. Ле Корбюзье считал, что с утратой принципов золотого сечения здания потеряли гармонию. Архитектор совместил эти принципы с «принципами прямого угла», которые активно использовались в классической архитектуре, для получения пропорций идеального интерьера.
  3. Фибоначчи. Это математическая последовательность чисел, обеспечивающая гармонию. Она встречается как в природе, так и в дизайне.

Но система, придуманная Корбюзье, надежд не оправдала. С точки зрения производства было удобнее использовать единые метрические значения. К тому же, модулор не учитывал этнические и половые различия.

Жемчужины идей Корбюзье

Идея Ле Корбюзье сейчас встречаются в конструкциях зданий по всему миру: от Индии до России и Японии. Некоторые из них входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чандигарх

Целый город, построенный великим архитектором в соавторстве с Пьером Жаннере. Корбюзье воплотил в Чандигархе свои мечты о «сетчатом городе», который он пытался сделать сначала из Парижа, а потом из Москвы. Но сейчас сетка стала не геометрическая, а плавная и «живая». Корбюзье разделил транспорт и пешеходов, создав комфортную среду для каждого жителя города. Отличительная особенность города — обилие зелени, превратившее серый мегаполис в чудо урбанистики.

Вилла Савой

Сочетает в себе все 5 принципов Ле Корбюзье. Изначально дом был построен для семьи Савой, а сейчас представляет собой исторический памятник. Снаружи здание похоже на параллелепипед, приподнятый на колоннах. К сожалению, практически впервые использованная в строительстве плоская крыша оказалась недостаточно герметичной, и дом постоянно страдал из‑за протечек. В 1960-х здание хотели снести, но, по счастливой случайности, оно уцелело и стало национальным памятником архитектуры.

«Жилая единица»

Семнадцатиэтажный жилой комплекс в Марселе. В нем находится 337 квартир 23 типов для любого состава семьи — для холостяков или многодетных семей. Здание повторяет принципы Корбюзье: сам дом стоит на колоннах, а бетонный экстерьер разбавляют яркие акценты. В это доме есть все для жизни: магазины, кафе, прачечные и парикмахерские. На крыше — бассейн и детские площадки. Так одна многоэтажка превратилась в полноценный жилой квартал.

Здание Центросоюза

В Москве тоже остались следы творчества Ле Корбюзье. В самом центре столицы расположилось здание Центросоюза. Это первый пример совместной работы советских и европейских архитекторов. Здание, как и многие работы Корбюзье, стоит на опорах, имеет плоскую крышу и огромную площадь остекления — практически весь фасад занимают окна. Сейчас у здания Центросоюза стоит памятник великому архитектору.

Не домами едиными: предметы мебели от Ле Корбюзье

Корбюзье проявил себя не только в крупной форме. Из под его руки вышли и некоторые предметы интерьера, которые можно встретить и в современных квартирах. Он считал, что мебель должна быть красивой и функциональной. Так, он спроектировал кресло‑шезлонг LC4, способное принять практически любой наклон. Сам Корбюзье назвал его «машиной для расслабления».

Кресло LC2 — тоже работа архитектора. Его особенность в том, что оно состоит из металлического каркаса и ничем не закрепленных подушек. Так можно было достичь максимального уровня комфорта при минимальных затратах на материалы и производство.

Бетон в эпоху экологии

Пять принципов Ле Корбюзье стали ДНК современной архитектуры: открытые планировки, ленточные окна и плоские крыши‑сады сегодня воспринимаются как норма. Например, лофты с свободной зонировкой — прямое наследие его идеи о каркасных конструкциях без несущих стен. Небоскрёбы на пилонах, вроде лондонского «Барбикан‑центра», повторяют концепцию «домов над землёй», а зелёные террасы на крышах эко-небоскрёбов (например, Bosco Verticale в Милане) развивают его принцип интеграции природы. Даже массовое жильё, как парижские пригороды с модульными фасадами, обязано «Жилой единице» в Марселе. Однако современные архитекторы переосмысливают его наследие: если Корбюзье видел в бетоне утопию, сегодня его используют для энергоэффективности, сочетая с солнечными панелями и smart‑технологиями. Критики признают: без Корбюзье не было бы Захи Хадид или Бьярке Ингельса. Его бетонные громады научили нас, что красота — в смелости, а прогресс — в умении сломать шаблон.

Вам понравилась статья?