Как 5 идей Корбюзье изменили облик городов
«Серый» — не значит скучный. Почему Ле Корбюзье называют отцом современной архитектуры и почему его принципы актуальны и сегодня, в эпоху стеклянных небоскребов и экодизайна.
«Серый» — не значит скучный. Почему Ле Корбюзье называют отцом современной архитектуры и почему его принципы актуальны и сегодня, в эпоху стеклянных небоскребов и экодизайна.
Ле Корбюзье — архитектор‑новатор, обогнавший свое время. Как и T2, он придумал «другие правила» и кардинально изменил вектор развития архитектуры.
Шарль-Эдуар Жаннере‑Гри, известный миру как Ле Корбюзье, родился в 1887 году в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Его отец был часовщиком, и юный Шарль с детства впитывал принципы точности и гармонии. Еще в школе он сделал проект, по которому был построен жилой дом. На вырученные за работу деньги восемнадцатилетний юноша отправился в путешествие по Европе, где изучал местную архитектуру. Он посетил Вену, два года провел в Париже, работая стажером‑чертежником, потом стажировался в мастерской немецкого архитектора. Завершением этой образовательной поездки стало изучение архитектуры Средиземноморья: Малой Азии, Австро-Венгрии и Балканов.
Вернувшись на родину, Жаннере стал преподавать в той самой школе искусств, которую окончил сам, а в 1914 открыл свою мастерскую. В то время он проектировал в основном жилые дома. Важным этапом его профессионального развития стал Дом‑Ино: сооружение с открытой планировкой, состоящее из платформ на железобетонных колоннах.
В 1917 году молодой архитектор обосновался в Париже и устроился архитектором‑консультантом в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. Творить там особо не получалось: из под руки Шарля‑Эдуара выходили только водонапорные башни, электростанции и скотобойни. В это же время он познакомился с художником Амеде Озанфаном, который познакомил архитектора с живописью. Попав в общество живописцев, Шарль Жаннере проникся этим искусством, сделав живопись своей второй профессией. Позднее он стал одним из основателей пуризма — художественного стиля, сочетающего в себе элементы модернизма и кубизма. В 1920 году Шарль‑Эдуар вместе с Амеде Озанфаном начал выпускать художественный журнал. Именно тогда молодой архитектор взял фамилию своего предка и стал Ле Корбюзье. Своим новым именем он хотел обозначить новую главу своей жизни.
В 1920 Ле Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открыл архитектурное бюро. С этого момента началась его архитектурная история успеха: изобретение собственной цветовой палитры для интерьеров, создание пяти принципов современной архитектуры и проектирование целого города.
Спустя несколько лет он опубликовал статью «Пять отправных точек архитектуры», которая стала началом нового архитектурного направления — функционализма. Вот как они звучали:
Корбюзье считал, что основой домов должны быть не несущие стены, а железобетонный каркас. Благодаря такой конструкции планировка помещений внутри зданий зависела только от пожеланий владельца и не была привязана к расположению несущих стен.
Из-за того, что фасад перестал быть несущей конструкцией, и дома держались на внутреннем железобетонном каркасе, у архитекторов появилась возможность проектировать внешний вид зданий независимо от его каркаса. Так каждое здание становилось уникальным арт‑объектом, а не просто бетонной коробкой.
Ле Корбюзье считал, что, сооружая здания, человек отдаляет себя от естественной среды обитания с обилием зелени и солнечного света. Его целью было вернуть архитектурным объектам потерянную «природность». Так, еще один из его принципов — ленточные окна, которые опоясывали здание, впуская внутрь много дневного света. Таким образом можно было визуально расширить пространство.
Еще одна дань природе от Ле Корбюзье. Архитектор предлагал отказаться от чердаков, популярных в то время, и сделать выбор в пользу плоской крыши. Ее можно было использовать для организации оранжереи, зимнего сада или пространства для отдыха. К тому же, тогда считалось, что свет и свежий воздух хорошо влияют на здоровье и помогают вылечиться от туберкулеза, бушевавшего во Франции в 1920-х.
Ле Корбюзье считал, что для комфортной жизни важна не только функциональность пространства, но и цвета, использованные в интерьере. По его мнению, цветовая палитра пространства должна была усилять эффект функциональности пространства. Например, светлые цвета должны были использоваться для спальных помещений, а яркие — для рабочих. Кроме того, палитра помогала создавать оптические иллюзии, раздвигая или сужая реальные стены помещения. Так, светлый цвет помогал расширить пространство, а темный добавить глубины.
Ле Корбюзье придумал собственную палитру из 63 цветов, которые, по его мнению, хорошо влияют на восприятие пространства.
Первая версия палитры была выпущена в 1931 году и состояла из трех групп цветов:
В 1959 году Ле Корбюзье дополнил палитру еще 20 цветами. В них вошли более насыщенные цвета (бордовый, темно-синий), более яркие оттенки желтого и оранжевого и несколько вариаций бежевого для создания удачных цветовых сочетаний в интерьерах.
Сейчас цвета, подобранные архитектором, все еще пользуются популярностью, причем не только в интерьерах. Например, в 2019 году вышла коллекция часов швейцарского бренда Rado, выполненная в полихромии Корбюзье. Всего было выпущено 9 цветов в 999 экземплярах, а на задней крышке часов была представлена полная палитра Ле Корбюзье.
Это система измерений, основанная на пропорциях человеческого тела. Ле Корбюзье считал, что интерьеры должны быть не только красивыми, но и функциональными. Эта функциональность подразумевает в том числе анатомически удобное расположение предметов интерьера. Модулор состоит из трех элементов:
Но система, придуманная Корбюзье, надежд не оправдала. С точки зрения производства было удобнее использовать единые метрические значения. К тому же, модулор не учитывал этнические и половые различия.
Идея Ле Корбюзье сейчас встречаются в конструкциях зданий по всему миру: от Индии до России и Японии. Некоторые из них входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Целый город, построенный великим архитектором в соавторстве с Пьером Жаннере. Корбюзье воплотил в Чандигархе свои мечты о «сетчатом городе», который он пытался сделать сначала из Парижа, а потом из Москвы. Но сейчас сетка стала не геометрическая, а плавная и «живая». Корбюзье разделил транспорт и пешеходов, создав комфортную среду для каждого жителя города. Отличительная особенность города — обилие зелени, превратившее серый мегаполис в чудо урбанистики.
Сочетает в себе все 5 принципов Ле Корбюзье. Изначально дом был построен для семьи Савой, а сейчас представляет собой исторический памятник. Снаружи здание похоже на параллелепипед, приподнятый на колоннах. К сожалению, практически впервые использованная в строительстве плоская крыша оказалась недостаточно герметичной, и дом постоянно страдал из‑за протечек. В 1960-х здание хотели снести, но, по счастливой случайности, оно уцелело и стало национальным памятником архитектуры.
Семнадцатиэтажный жилой комплекс в Марселе. В нем находится 337 квартир 23 типов для любого состава семьи — для холостяков или многодетных семей. Здание повторяет принципы Корбюзье: сам дом стоит на колоннах, а бетонный экстерьер разбавляют яркие акценты. В это доме есть все для жизни: магазины, кафе, прачечные и парикмахерские. На крыше — бассейн и детские площадки. Так одна многоэтажка превратилась в полноценный жилой квартал.
В Москве тоже остались следы творчества Ле Корбюзье. В самом центре столицы расположилось здание Центросоюза. Это первый пример совместной работы советских и европейских архитекторов. Здание, как и многие работы Корбюзье, стоит на опорах, имеет плоскую крышу и огромную площадь остекления — практически весь фасад занимают окна. Сейчас у здания Центросоюза стоит памятник великому архитектору.
Корбюзье проявил себя не только в крупной форме. Из под его руки вышли и некоторые предметы интерьера, которые можно встретить и в современных квартирах. Он считал, что мебель должна быть красивой и функциональной. Так, он спроектировал кресло‑шезлонг LC4, способное принять практически любой наклон. Сам Корбюзье назвал его «машиной для расслабления».
Кресло LC2 — тоже работа архитектора. Его особенность в том, что оно состоит из металлического каркаса и ничем не закрепленных подушек. Так можно было достичь максимального уровня комфорта при минимальных затратах на материалы и производство.
Пять принципов Ле Корбюзье стали ДНК современной архитектуры: открытые планировки, ленточные окна и плоские крыши‑сады сегодня воспринимаются как норма. Например, лофты с свободной зонировкой — прямое наследие его идеи о каркасных конструкциях без несущих стен. Небоскрёбы на пилонах, вроде лондонского «Барбикан‑центра», повторяют концепцию «домов над землёй», а зелёные террасы на крышах эко-небоскрёбов (например, Bosco Verticale в Милане) развивают его принцип интеграции природы. Даже массовое жильё, как парижские пригороды с модульными фасадами, обязано «Жилой единице» в Марселе. Однако современные архитекторы переосмысливают его наследие: если Корбюзье видел в бетоне утопию, сегодня его используют для энергоэффективности, сочетая с солнечными панелями и smart‑технологиями. Критики признают: без Корбюзье не было бы Захи Хадид или Бьярке Ингельса. Его бетонные громады научили нас, что красота — в смелости, а прогресс — в умении сломать шаблон.
«Люди — это глина. Монтаж — это скульптор». Рассказываем, как склейка кадров стала новым языком кино.
5 факторов, которые нужно учесть перед покупкой умного дома.
В создании комфорта и уюта дома помогает климатическое оборудование, в том числе и устройства умного дома. Рассказываем, как поддерживать комфортный микроклимат и на какие девайсы стоит обратить внимание.